Функциональная грамотность

Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам?

Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима?

Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая, естественнонаучная, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное мышление. Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

Рекомендуемые электронные ресурсы для формирования и оценки функциональной грамотности:

Учебно-методические и дидактические  материалы  открытого банка заданий  на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» — http://skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/

Мероприятия по оценке функциональной грамотности школьников 8-9 классов на сайте   —    https://fg.resh.edu.ru/

PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) — https://fioco.ru/pisa

Открытые задания исследования PISA – ФИОКО — Открытые задания PISA (fioco.ru)

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности — https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «СОШ №3 имени С.В. Ишеева»,  на 2021-2022 учебный год

https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2F3hodaL6qdFYdEJJzKWq77wDxbfn6jXKQj721oVIHqo7782NENqi8c0diOCLx%2FrSTq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D&name=Приказ%20МОУ_СОШ%20№3%20им.%20С.В.%20Ишеева%20от%2020.09.2021%20№51_1-О_Об%20утверждении%20плана%20мероприятий%20направленных%20на%20формирование%20и%20оценку%20функциональной%20грамотности%20.pdf&nosw=1

Имя Размер
Загрузка